Акмеология и Педагогика высшей школы

Научная школа «Акмеология и Педагогика высшей школы», сформированная в 1996г. доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии Акмеологических наук Е.П. Бочаровой.

Цель научной школы: изучение законов акмеологической продуктивной компетентности специалистов всех уровней профессионального образования.

Владение законами акмеологической продуктивной компетентности обеспечивает такое взаимодействие специалистов образования, которое, с одной стороны, содействует самосознанию меры продуктивности собственной деятельности; с другой, пополняет знания о потребностях и возможностях студентов; с третьей, обеспечивает выработку общих акме-целевых стратегий развития компетентности у всех или подавляющего большинства выпускников, обеспечивает продуктивное вхождение их в последующую образовательную или профессиональную среду и успешное саморазвитие в ней.

Поскольку система образования имеет многообразные связи с наукой и с обществом и самообразование является сферой функционирования системы научного знания, то каждая проблема образования представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, требующую интеграции знаний для её анализа и решения. Вот почему научная школа «Акмеологии и Педагогики высшей школы» объединяет учёных разных областей знаний.

Обучение вершинам образовательного искусства, мастерства и творчества будущих бакалавров, магистров, специалистов, стоящих у основания всех без исключения профессий, — проблема важная и сложная. Их носитель — человек, обучающий, обучаемый, руководящий, управляющий. Искомый продукт обеспечивается согласованием их действий.

Акмеологическая теория впервые в истории развития образования дала закономерно обоснованные технологии согласования образов искомых результатов обучаемых — в каком направлении заниматься самосозиданием; дала инвариантную идеализированную модель системного обеспечения искомой продуктивности, системного управления качеством результатов.

Сложен и слишком велик объект, а потому теория достаточно сложна. Она изложена в системе понятий фундаментальной акмеологии. У истоков разработки понятийного аппарата фундаментальной акмеологии стоял академик Б.Г. Ананьев, основоположник Ленинградской школы психологов.

Российская акмеологическая теория создана на основе проверяемых фактов, полученных нашими учёными, аспирантами и соискателями.

Образование впервые рассмотрено как самоорганизующаяся система, подвластная законам самореализации природных потенциалов человека в продуктах культуры, обеспечивающих искомые новообразования — духовные продукты в человеке.

В настоящее время в состав научной школы, объединённой на базе Дальневосточного федерального университета, входят 25 человек. Их них: докторов наук — 7, профессоров — 11, кандидатов наук — 16, доцентов — 15; действительных членов Академии Акмеологических Наук (ААН) — 7, членов — корреспондентов ААН — 16.

В состав научной школы «Акмеология и Педагогика высшей школы» входят преподаватели разных вузов (Дальневосточный федеральный университет; Морской государственный университет имени Г.И. Невельского; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова) и различных учебных дисциплин, таких как: иностранный язык, высшая математика, прикладная математика, информатика, психология и педагогика, акмеология, теория автоматического управления и ряда других технических дисциплин.

Область научных интересов включает: проблемы акмеологии и проблемы общей педагогики и профессиональной педагогики, например, военной, инженерной; проблемы культурологии и искусствоведения; информационные технологии в образовательном процессе, методология и философия высшего образования; модульно — рейтинговая система обучения в высшей школе; математическое моделирование, интерактивные методы обучения; проблемы управления в органах государственной и муниципальной власти; лингводидактика; методика обучения иностранным языкам.

Акмеологический подход к модернизации профессионального образования

В настоящее время ведется активная работа над научным проектом «Акмеологический подход к модернизации профессионального образования» в рамках приоритетных направлений фундаментальных научных исследований РАО на 2013–2017гг. (руководитель — д.п.н., профессор, действительный член Академии Акмеологических наук Бочарова Е.П., участники проекта — профессор., член-корреспондент ААН Городецкая Е.Я.; к.п.н., доцент, член-корреспондент ААН Руденко Е.Е., доцент Норкина П.С., доцент Евсюкова Е.Н., доцент Тараненко О.И. и др.)